В интернете люди используют множество сокращений. CSS, DNS, HTML, FTP… их можно перечислять бесконечно. Мы почти можем гарантировать, что среди многих других вы видели «URL». И это могло бы заставить вас задуматься: «Что такое URL-адрес веб-сайта?» и «что означает URL?».
В этой статье мы начнем с простого ответа на вопрос: «Что такое URL-адрес веб-сайта?» и разберем наиболее важные части структуры URL-адреса.
- Что такое URL-адрес
- Структура URL-адреса
- Синтаксис URL-адреса
- Использование спецсимволов в URL
- Виды URL
- Как создать URL-адрес
- Советы по созданию URL
Что такое URL-адрес
Унифицированный указатель ресурса (Uniform Resource Locator), или URL – это местоположение определенного веб-сайта, страницы или файла в интернете. Каждый URL-адрес сайта состоит из нескольких частей, и то, как он построен, по-разному влияет на безопасность вашего сайта и поисковую оптимизацию (SEO).
Например, если вы введете «https://help.sweb.ru/perenos-domenov-v-zonah-ru-rf_99.html» в адресную строку, веб-браузер перенаправит вас на инструкцию по переносу доменов в зонах .RU, .РФ. Но если вы просто введете «https://sweb.ru», то попадете на домашнюю страницу Spaceweb.
Многие люди никогда особо не задумываются об URL-адресах, кроме запоминания тех, которые ведут на их любимые сайты, и ввода их в адресную строку браузера. Однако, если у вас есть собственный веб-сайт или вы планируете его создать, стоит понять, что такое URL-адрес, и узнать немного больше о том, как URL-адреса работают.
Давайте более подробно рассмотрим, что входит в состав базового URL-адреса веб-сайта.
Структура URL-адреса
Так из чего состоит URL? В его состав входят несколько частей:
HTTP или HTTPS
Пример: https://sweb.ru
HTTP (протокол передачи гипертекста) и HTTPS (безопасный протокол передачи гипертекста) – это протоколы сетевой связи между веб-серверами и веб-браузерами. Они передают сообщения, получают информацию через систему доменных имен (DNS) и возвращают ее в браузер.
Разница между HTTP и HTTPS заключается в том, что последний шифрует процесс передачи данных. Этот протокол безопасности лучше защищает веб-сайт и является важным фактором повышения рейтинга в результатах поиска.
Еще одно отличие заключается в том, что HTTPS использует порт протокола управления передачей/интернет-протокола (TCP/IP) 443, зашифрованный с помощью Transport Layer Security (TLS). Между тем, URL-адрес HTTP использует номер порта TCP/IP 80.
Важно! Веб-браузеры также могут обрабатывать другие протоколы, включая FTP и mailto. Первый позволяет обмениваться файлами между различными веб-хостами, как локальными, так и удаленными. Последний направляет пользователей на определенный адрес электронной почты.
www (Поддомен)
Поддомен состоит из любых слов или фраз, которые идут перед первой точкой URL-адреса. Что касается всемирной паутины, то «www» – это наиболее распространенный тип. Он указывает на то, что веб-сайт доступен через интернет и для связи использует HTTP.
Кроме того, владельцы сайтов могут использовать любое слово в качестве поддомена для целей организации веб-сайта, поскольку оно указывает на определенный каталог из основного домена. Некоторые из наиболее популярных вариантов — «blog» и «news».
Например, хотя на сайте Spaceweb используется www, поддомен нашей страницы поддержки – «help». Следовательно, УРЛ-адрес «help.sweb.ru».
Доменное имя
Доменное имя – это то, что пользователи вводят в адресную строку браузера, чтобы попасть на веб-сайт. Он состоит из имени сайта и расширения (зоны), например, sweb.ru.
Каждое имя уникально и представляет собой соответствующий IP-адрес. Этот уникальный IP-адрес указывает на сервер веб-сайта. Другими словами, он помогает пользователям легко получать доступ к веб-сайтам.
Расширение домена
Также называемый доменом верхнего уровня (TLD) – это бит, следующий за именем веб-сайта. Расширение .com используется примерно на 53% всех веб-сайтов и является самым популярным расширением. В России самое популярное расширение – .ru.
Вот типы расширений TLD, которые стоит рассмотреть:
- Общий домен верхнего уровня (gTLD). В эту категорию входит большинство популярных расширений, включая .com, .org, .net.
- ДВУ с кодом страны (ccTLD). Как следует из названия, этот TLD указывает на страну, территорию или географическую зону. ccTLD состоит из двух букв, основанных на международных кодах стран, таких как .ru, .in или .at.
- Спонсируемый домен верхнего уровня (sTLD). Этот тип расширения спонсируется и используется конкретными организациями. Например, компания Tralliance Registry Management Company, LLC спонсирует .travel, а DotAsia Organization Ltd. спонсирует .asia.
- Новый gTLD (nTLD). Это новое поколение доменных расширений. По сути, любой домен верхнего уровня, запущенный после 12 января 2012 г., является новым gTLD, включая .online, .store и .tech.
Путь к ресурсу
Пример: https://help.sweb.ru/perenos-geo-domenov-i-new-gtld_103.html
Путь к ресурсу – это часть справа от TLD. Ее часто называют структурой папок веб-сайта.
Путь к ресурсу предоставляет дополнительную информацию веб-серверу, позволяя ему направлять пользователей в определенное место. Ряд путей к ресурсам может указывать на определенную страницу, публикацию или файл.
URL-адрес может иметь несколько путей к ресурсам.
В этом случае каждый из них будет разделен знаком косой черты (/). Чем больше путей к ресурсам содержит URL-адрес, тем более конкретным является местоположение.
Параметры
Параметры могут появляться в URL-адресе в результате поиска Google
Параметры – это строки запроса или переменные URL. Это часть URL-адреса, следующая за вопросительным знаком.
Параметры содержат ключи и значения, разделенные знаком равенства (=). Более того, URL-адрес может иметь несколько переменных. В этом случае каждый из них будет разделяться символом амперсанда (&).
Что касается вариантов использования параметров, вот некоторые из наиболее распространенных:
- Перевод. Наличие кода страны в строке запроса переводит веб-страницу на язык соответствующей страны.
- Поиск. Параметр поиска предоставляет результаты поиска из внутренней поисковой системы веб-сайта.
- Фильтрация. Чтобы разделить отдельные поля, такие как тема, цвет, диапазон цен и регион, владельцы сайтов могут использовать параметр фильтрации.
- Пагинация. Этот параметр особенно полезен для веб-сайтов электронной коммерции, позволяя владельцам сайтов сортировать контент.
- Отслеживание. Обычно содержит коды модуля отслеживания Urchin для отслеживания трафика от рекламы и маркетинговых кампаний.
Синтаксис URL-адреса
Синтаксис относится к набору правил. В случае синтаксиса URL-адреса он определяет, какой компонент и символ разрешены в URL-адресе.
Вот как выглядит общий синтаксис URL-адреса:
Более того, унифицированные указатели ресурсов могут содержать только цифры, буквы и следующие символы ()!$-’_*+/, о которых мы расскажем чуть позже.
Чтобы использовать другие символы, владельцам сайтов следует перевести их в программный код. Например, поскольку URL-адреса не могут содержать пробелы, владельцы сайтов часто используют для их замены знак плюса, дефис или %20.
URL-адреса могут содержать ссылку привязки, также называемую переходом на страницу или идентификатором фрагмента. Элемент обозначается цифровым знаком (#), который отмечает определенную часть ресурса.
Если HTML-файл содержит переход на страницу, веб-браузер перейдет непосредственно к выбранному разделу. Для видео- или аудиодокумента современный веб-браузер найдет временную метку, которую представляет привязка, и воспроизведет ее соответствующим образом.
Использование спецсимволов в URL
Использование спецсимволов в URL не является обязательным условием согласно стандартам URL. Тем не менее можно выделить определенные спецсимволы, которые могут быть использованы для идентификации веб-сайта.
Символ | Значение |
---|---|
# | Применяется для локализации конкретных элементов документа и может использоваться для «перехода» к определенной части страницы. Этот символ упрощает обмен ссылками на различные разделы материала. |
= | Разделяет переменную и ее текущее значение. |
? | Используется для разделения блока с переменными параметрами в адресной строке. |
& | Применяется для определения параметров, передаваемых друг другу |
@ | Встречается в данных для аутентификации пользователя, а также при обмене трафиком с использованием технологии mailto. |
: | Отделяет основное «тело» адреса от идентификатора используемого протокола соединения. |
Виды URL
Существуют два типа URL-адресов для веб-страниц: статические и динамические.
Статический URL представляет собой постоянный адрес, который остается неизменным, если только владелец сайта не вносит изменений в него. Эти адреса не содержат дополнительных параметров.
Например:
https://help.sweb.ru/kak-podklyuchit6-avtoprodlenie-domena_70.html.
Динамические URL генерируются в ответ на запросы пользователей и включают такие символы как «?», «=», «&», за которыми следуют дополнительные параметры страницы. Эти адреса формируются, когда пользователь использует фильтр, сортировку товаров или выполняет поиск на сайте.
Пример такого URL:
С точки зрения SEO статические ссылки предпочтительнее, так как динамические URL имеют несколько недостатков:
- они могут быть слишком длинными, что затрудняет их использование в строке поиска;
- трудно запоминаются и не предоставляют пользователю ясного представления о содержимом страницы;
- их показатель кликабельности (CTR) обычно ниже, чем у статических ссылок;
- они не учитывают ключевые слова.
Форматы URL-адреса
Латинские URL-адреса
Латинский URL сайта – это веб-адреса, преобразованные на английский язык, например, заменяя «/работа/» на «/works/» и «/услуги/» на «/services/».
Чаще всего латинские шрифты используются для отображения URL-адресов категорий товаров или записей в блоге. Такие обозначения легко узнают пользователи и хорошо индексируются поисковыми системами.
Транслитерированные URL-адреса
Транслитерированные URL-адреса широко применяются в работе с рунетом, так как они соответствуют мировым стандартам. Такие адреса может прочитать любой человек, и сразу станет понятно содержание соответствующей страницы.
Как Google, так и Яндекс способны определить ключевые фразы в транслитерированных URL, что благоприятно сказывается на продвижении в поиске. Кроме того, транслитерация добавляет структуру сайту и облегчает пользователям доступ к главной странице блога, просто удалив заголовочную часть статьи.
Кириллические URL-адреса
Использование кириллических URL-адресов рационально при наличии кириллических доменов и коротких адресов.
Преимущества:
- Легкость запоминания (если, конечно, русский ваш родной язык).
- Кириллические домены не так популярны, как домены на латинском алфавите, что дает вам множество доступных адресов.
- Возможность включения ключевых фраз в URL.
Тем не менее у кириллических URL есть существенные недостатки:
- При копировании и вставке в текстовый редактор или окно мессенджера они отображаются в виде фиксированного набора символов, исключая кириллические знаки. Такие адреса, несмотря на шифрование, остаются действующими ссылками.
- Еще один недостаток таких URL – сложность понимания и запоминания иностранными пользователями.
- Действительно, какой иностранец сможет с нуля прочитать и произнести «Как быстро будет зарегистрирован домен»?
- Кириллица также представляет сложности для поисковых машин и обязательно требует перевода в удобочитаемую форму.
Человекопонятный URL
ЧПУ (человекопонятный URL) рекомендуется поисковыми системами. Это адресные данные, которые помогают определить, какая информация доступна на конкретном веб-ресурсе. На английском языке этот подход называется SEF (Search Engine Friendly).
Для того чтобы URL соответствовал принципам ЧПУ, необходимо внести следующие изменения:
- При написании адресов избегайте использования заглавных букв, предпочитая им строчные.
- Всегда используйте транслитерацию на русскоязычных веб-страницах.
- Если в конце строки присутствует знак «-» (дефис), удалите его.
- Вместо пробелов и знаков препинания предпочтительно использовать дефисы; также допускается использование знаков подчеркивания.
- Избегайте создания слишком длинных ссылок, поскольку все, что превышает 3-5 слов, будет жестоко отсекаться поисковыми системами. Это может значительно уменьшить значимость ключевых слов и вызвать неудобства для пользователей.
Как создать URL-адрес
Чтобы создать уникальный URL-адрес, найдите надежного регистратора, который зарегистрирует доменное имя от вашего имени.
Например, вы можете зарегистрировать, купить и обновить наиболее подходящий домен в Spaceweb.
Мы предоставляем бесплатную поддержку DNS и управление настройками домена, чтобы вы могли сосредоточиться на развитии своего проекта, не беспокоясь о технических деталях.
Кроме того, при регистрации любого домена вы бесплатно получите:
Советы по созданию URL
- Использование латинских символов в URL более предпочтительно, поскольку такие сайты легче продвигаются. Рекомендуется разделять слова в адресе веб-страницы символом дефиса «-», а не нижнего подчеркивания «_».
- При необходимости изменения URL страниц для предотвращения дублирования рекомендуется настроить 301 редирект. О том, как это сделать, мы уже рассказывали в другом руководстве.
- Рекомендуется формировать короткие URL, предпочтительно не более 4-5 слов. Их общая длина не должна превышать 80 символов. Длинные ссылки могут быть обрезаны в поисковых результатах, что может снизить их видимость.
- С увеличением удаленности подраздела сайта от главной страницы увеличивается длина URL конечной страницы. Поэтому иногда целесообразно исключить из URL упоминания о категориях и рубриках.
- Эффективный URL должен содержать ключевые слова, поскольку поисковые системы учитывают их при определении ранга страницы. Однако не следует перегружать URL ключевыми словами, чтобы поисковик не посчитал это за использование спамных методов продвижения.
Соблюдение данных рекомендаций поможет создать понятные для пользователя URL и, при равных условиях, получить преимущество перед другими сайтами.
Заключение
Как и большинство элементов вашего веб-сайта, его URL-адреса сложнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому ознакомление с основами структуры URL-адресов – это разумный шаг на пути знакомства с основными понятиями интернета. Только тогда вы будете знать, как сделать наилучший выбор для вашего сайта и проекта.